В случае нарушения Ваших прав в сфере охраны здоровья Вы можете обратиться как устно, так и с письменным заявлением (жалобой):

  • к должностным лицам медицинского учреждения;
  • в орган управления здравоохранением муниципального образования;
  • в департамент здравоохранения Омской области;
  • в страховую медицинскую организацию, обеспечившую Вас полисом ОМС;
  • в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области;
  • в суд.

В выше перечисленные организации и учреждения Вы можете обратиться с заявлением (жалобой) на:

  • на лекарственное обеспечение в стационаре;
  • медицинскую помощь ненадлежащего качества;
  • отказ в оказании медицинской помощи;
  • взимание денежных средств за медицинскую помощь, оказываемую в рамках "Территориальной программы обязательного медицинского страхования";
  • недостатки в организации работы медицинского учреждения;
  • неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние медицинского учреждения;
  • нарушение этики медицинскими работниками.

Итак, Вы приняли решение воспользоваться претензионной формой досудебного обращения к медицинскому учреждению, то есть хотите потребовать от лечебно-профилактического учреждения добровольного устранения нарушений Ваших прав. Претензия предъявляется в письменной форме (жалоба, заявление). В претензии следует указать:

  • фамилию, имя, отчество, адрес пациента, а так же наименование ЛПУ, к которому предъявляется претензия, дата предъявления;
  • обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие изложенное;
  • требования заявителя, сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
  • ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы;
  • перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств;
  • иные сведения, которые пациент считает существенными для урегулирования спора.

К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или заверенные копии, либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны. Поэтому к заявлению главному врачу медицинского учреждения нет необходимости прилагать копии имеющихся в больнице документов. Обычно является разумным не прилагать к подобной претензии оригиналы документов, при утрате которых Вы лишаетесь важных доказательств.

Документами, подтверждающими изложенные в претензии обстоятельства, являются: Акт экспертизы качества медицинской помощи (составляется врачом экспертом), медицинская документация (амбулаторная карта, история болезни) или выписки из нее, результаты медицинских обследований, лист нетрудоспособности (его копия, если лист сдан в бухгалтерию по месту работы). К претензии о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пациента, прилагается заключение медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности и, в соответствующих случаях, о нуждаемости потерпевшего в дополнительных видах помощи. Заявитель не обязан сам организовывать экспертизу качества медицинской помощи - для подачи претензии достаточно субъективной уверенности в своей правоте. Вместе с тем, эту экспертизу проведут по Вашей просьбе эксперты страховых медицинских организаций. Можно предполагать, что в таком случае заключение может быть менее благоприятно для ЛПУ.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, либо вручается под расписку (например, секретарю главного врача ЛПУ). Претензия рассматривается администрацией ЛПУ в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения претензии ЛПУ принимает соответствующее решение. Решение оформляется приказом руководителя ЛПУ. Приказ должен быть мотивированным, в нем указываются граждане, которым устанавливается возмещение вреда, его размеры и сроки выплаты. Копия приказа руководителя ЛПУ о возмещении вреда направляется заявителю вместе с ответом на претензию.

Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя ЛПУ. В ответе на претензию указываются при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и доказательства, обосновывающие отказ.

С аналогичной претензией в случае отрицательного решения Вашего вопроса лечебно-профилактическим учреждением, Вы можете обратиться в органы управления здравоохранением муниципального образования, департамент здравоохранения области, в страховую медицинскую организацию или исполнительную дирекцию территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области.